Возврат на главную страницу index.html

Разработки преподавателей и мастеров производственнного обучения

Чернов А.С. 0081.gif

Мастер производственного обучения, преподаваетль специальных дисциплин

Использование Интернет-ресурсов в рамках феноменологической методики образовательного процесса

 

Одна из прикладных функций использования информационных технологий в образовании – это развитие творческих потенциалов обучающегося совместно с формированием у него способности к феноменологическому осмыслению приобретаемых знаний. Здесь феноменология – это, своего рода, потребность учащегося в индивидуальной оценке познанного с одновременной реализацией креативной составляющей обучения. Использование методики феноменов в сочетании с использованием информационных технологий позволяют преподавателю решить одну из главных задач современного образования – без формализма присвоить обучающемуся статус субъекта учебного процесса. Преподаватель не должен передавать   учащемуся (студенту) систему безапелляционных, «готовых» знаний, а должен вложить в его руки (или, скорее, голову) инструмент для их приобретения и совершенствования.

Рабочие программы современного педагога не могут строиться на догматизме и «железобетоне» от дидактики. Они призваны быть открытыми, гибкими, многомерными и высокотехнологичными, чтобы обеспечить эффективный диалог в системе «Учитель-Ученик».

Одним из примеров использования феноменологического подхода к применению информационных технологий в образовании является предложение учащимся работы с Интернет-ресурсами как с альтернативными системами контроля. Интернет настолько прочно вошёл в жизнь современного учащегося, что ответ практически на любой вопрос, вызывающий определённые затруднения, он старается найти с помощью Глобальной сети. Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство современных учащихся и студентов (от начальной школы до вуза) интенсивно применяют Интернет-ресурсы для решения задач, написания сочинений, подготовки рефератов и другого того, что иногда, к сожалению, не только не способствует усвоению материала, но и снижает общий интерес к образовательному процессу. «Зачем учить, решать и вообще думать, если за тебя всё может сделать Интернет», - вот мрачный для нас педагогов лозунг многих обучающихся. Эту проблему можно и нужно решать, чтобы Интернет не превратился в эпического Гаммельнского Крысолова для современного образования, уводящего учащихся вникуда.

Одним из путей решения такой проблемы является грамотное использование Интернет-ресурсов в роли, привлекающей обучающихся к самореализации. «Кто нам мешает, тот нам и поможет!» - как говорилось в известном советском кинофильме.

Любой учащийся, даже тот, кто решил для себя, что его удел – это задняя парта и его позиция – сторона, ни за что не откажется от пусть даже самого небольшого успеха в обучении (принцип успешности). Значит нужно предоставить ему возможность для самовыражения, то есть возможность добиться успеха социального значимого, публичного, не ограниченного рамками пресловутой клеточки в журнале напротив его фамилии (принцип феноменологии). Что, если не Интернет поможет в этом.

Рассмотрим применение Интернет ресурсов на занятии производственного обучения профессии «Оператор электронно-вычислительных машин». Тема урока: «Использование встроенных фильтров Adobe Photoshop».

Учащиеся на одном из начальных этапов занятия работают с технологическими картами, описывающими цепочки шагов для выполнения того или иного задания. Преподаватель выступает в качестве тьютора для каждого из учащихся. Затем на этапе индивидуальной работы учащимся предлагается создать изображение с использованием фильтров самостоятельно, причём наиболее интересные работы будут опубликованы на одном из сайтов-коллекций уроков Photoshop. Создание и публикация изображений учащимися способствует максимальной заинтересованности каждого из них в процессе обучения. Ведь результат их работы станет достоянием общественности, а сама работы – алгоритмом и мотивом для других учащихся. Здесь преподаватель целенаправленно не должен идти на тотальный контроль, ведь такой контроль смогут проделать Интернет-пользователи, ознакомившиеся с публикациями учащихся.

Такой педагогический инструмент как нельзя лучше направлен на сочетание учебной и практической (прикладной) составляющих процесса обучения. Он стимулирует учащихся к самореализации, предполагая социоконтроль уровня их подготовки.

Благодаря такому методу работы девять учащихся ОГОУ НПО «Профессиональное училище №34 г.Борисоглебска» стали постоянными корреспондентами сайта www.demiart.ru, их публикации занимают достойные места среди публикаций других авторов сайта. Трое учащихся нашего учебного заведения реализуют практические навыки работы в качестве иллюстраторов и фотокорреспондентов статей открытой Интернет-энциклопедии (Википедия). В 2008 году учащийся ОГОУ НПО ПУ-34 г.Борисоглебска Кревшич Константин, подготовив комплект иллюстраций к учебнику физики, стал победителем Олимпиады по информационным технологиям в профессиональной деятельности среди учебных заведений Воронежской области, проводившейся при поддержке Департамента образования Воронежской области.

Бесплатный хостинг uCoz